Понедельник, 24.07.2017, 21:50
ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАТИКА
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Информация и ее свойства Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


Тема урока: Информация и ее свойства

Дурак свято верит, что он УМНЫЙ. ов
Умный все время поддает сомнению свои знания.

Энштейн
Основные понятия: информация, вещество, энергия.

Цель:
получить представление о том, что такое информация, об информационной картине мира.

  • Ключевые вопросы:
  • Что такое информация?
  • Какие свойства информации важны для ее использования?



FLASH - Иллюстрированный материал (http://inf.e-alekseev.ru/)

Представьте себе, что вы ничего не видите, ничего не слышите, не ощущаете никаких запахов, ни холода, ни тепла, а вдобавок и вся пища абсолютно безвкусная...

Надо полагать, жизнь сразу бы потеряла для вас всю свою привлекательность. Ни тебе телевизора, ни компьютерных игр, ни музыки, ни чудесных цветочных ароматов, ни "удивительно устойчивых и свежих вкусов”! И все это потому, что нас лишили постоянного потока ИНФОРМАЦИИ - сведений, без которых немыслимо наше нормальное существование в окружающем мире. А они необходимы человеку, как воздух и вода.

 Мало того, можно сказать, что человек тем и отличается от животного, что его потребности в информации неизмеримо выше. Вот только один пример. Около сотни детей по разным причинам выросли в окружении зверей, лишенные всего лишь обычной человеческой речи - одного из главных видов информации. Результат печален - в отличие от легендарного Маугли из них получились существа, почти не отличающиеся от животных.

Животные, между тем, тоже постоянно получают и обрабатывают информацию. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за муравьями, например, или пчелами.  Они не только выстраивают свое поведение в зависимости от полученной информации, но и передают ее друг другу.

!  Жизнь живых существ невозможна без информации.

Информация нужна и различным техническим устройствам для того, чтобы правильно выполнять предписанную человеком работу. Даже если устройство автоматически выполняет некоторую работу, оно будет реагировать на внешнее воздействие (принимать информацию). 

С точки зрения физики, наш мир состоит из трех элементов: вещество, энергия, информация
Все объекты (от элементарных частиц до Вселенной) состоят из вещества. До XVI века деятельность человека была направлена на освоение вещества (изготовление сложных орудий труда, механизмов, машин).Вещество - это все, что нас окружает. Вода, земля, воздух, горы, деревья и т.д. - то из чего мы делаем предметы.
Следущим в истории науки появилось понятие "энергия". Разного вида энергией обладают разные объекты: поднятый над землей груз - механической, нагретый предмет - тепловой, заряженный проводник - электрической  и т.д. С появлением энергии начала развиваться техника. Т.о. энергия - это то, что приводит мир в движение.
Однако, особенности поведения сложных систем оказалось невозможно детально описать только на языке вещественно - энергетической модели. Людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире. Благодаря этому появилась речь, письменность, книги, живопись, радио, телевиденье, Интернет. Т.о. к концу XX века стала складываться информационная картина мира, дополняющая вещественно - энергетическую.
"Информация" является центральным понятием информатики.Точного определения этого понятия в науке не существует. На бытовом уровне, информация это сообщения, знания, которые человек получает из окружающего мира: общаясь с другими людьми, из книг, Интернета, СМИ и т.д. Понятие отличается от определения тем, что не дается однозначно, а вводится на примерах. При чем каждая наука это делает по своему.

Норберт Виннер, один из основоположников информатики как науки, так определял понятие информация: "Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших органов чувств". 
   
   Информация - это:
- разъяснение, изложение (лат. informatio);
- сведения, факты, знания об окружающем мире (в рамках конкретного человека);
- отражение реального мира, выражаемое в виде сигналов и знаков;
- сообщение в форме знаков или сигналов, которое хранится, обрабатывается и передается с помощью технических средств (теория связи);
- сведения, которые уменьшают неопределенность знаний (теория информации);
- знания, которые используются в управлении для сохранения и развития системы (теория управления) и т.д.

FLASH   "Информация в неживой природе" (Единая коллекция ЦОР)
FLASH   "Информация в технике" (Единая коллекция ЦОР)

Виды информации

По способу восприятия   
По форме представления   
По субъекту обмена   
По общественному значению   

Визуальная (зрительная)

Аудиальная (звуковая)

Обонятельная (запах)

Вкусовая

Тактильная (осязание)

Числовая

Текстовая

Графическая

Звуковая

Комбинированная

Социальная

Социотехническая

Техническая

Биологическая

Генетическая

Личная

Специальная 

Общественная


Свойства информации

- достоверность - отражение истинного положения дел;
- объективность - нет зависимости от чьего - либо мнения, суждения;
- полнота - достаточность для принятия решения;
- актуальность - необходимость в данный момент времени;
- понятность- выражена на понятном для получателя языке;
- доступность - возможность ее получения.

Знание - это проверенный практикой результат поззнания человеком окружающего мира, это та информация, которую человек понял, запомнил, применил в свой деятельности.
Знания бывают декларативные ("я знаю, что...") и процедурные ("я знаю, как...").

Философские концепции информации
1. Атрибутивная концепция. Согласно философской концепции, информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов в мире.
Информация - атрибут материи. Информация в мире возникла вместе со Вселенной.
2. Функциональная концепция: информация появилась с возникновением жизни, т.к. связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы, человек.
3. Антропоцентрическая. Информация существует лишь в человеческом сознании и восприятии.

Информатика- это наука об информаци и информационных процессах, протекающих в системах различной природы (естественных, технических, социальных), а также о способах их автоматизации с использованием компьютерной техники. (И.Семакин). Информатика опирается на прикладные науки: физику, электронику, радиотехнику, математику, кибернетику и т.д.
Информатика включает в себя прикладную и теоретическую части.

  • Кибернетика - Н.Виннер
  • Теория информации - К. Шеннон, Р.Хартли
  • Теория связи - К. Шеннон
  • Теория алгоритмов - А. Тьюринг, Э.Пост, А.Марков
  • Архитектура ПК - Джон фон Нейман

Интересные факты

За период с 1999 по 2002 год количество информации, произведенной в мире, выросло на 30%. Человечество ежегодно производит такое количество информации, что ею можно заполнить 500 тысяч Библиотек Конгресса США (это крупнейшее книгохранилище в мире). 92% общемировой информации содержится в электронном виде. В Интернете хранится примерно 17 библиотек Библиотек Конгресса США.
Данные Университета Беркли.

Не зная теоретических основ информатики,
невозможно понять, что же токое компьютер,
в каких областях деятельности и каким образом его можно применять.

 Разминка

1. Какие слова, по-вашему мнению, связаны по смыслу с понятиями: информация, информатика, наука (привести несколько слов к каждому понятию).
2.
Какие слова, по-вашему мнению, связаны по смыслу с понятиями: вещество, энергия, информация (привести несколько слов к каждому понятию).

Задачи

  1. Определите, какие виды знаний отражены в следующих предложениях:
   - я знаю, что процессор служит для обработки информации;
- я знаю, как набирать тексты;
- я знаю, как искать грибы;
- я знаю, что грибы растут в лесу;
- я знаю, как зовут собаку моего друга;
- я знаю, что надо делать, если "завис" компьютер.
2. Распределите перечисленные ниже ситуации на 2 группы. К первой отнесите ситуации, в которых человек воспринимает информацию как дискретный сигнал, ко второй - как непрерывный.
а) исполнение музыкального произведения;
б) нотная запись музыкального произведения;
в) сигнал светофора;
г) передача сообщения с помощью азбуки Морзе;
д) устная речь;
е) пение птиц;
ж) письменный текст;
з) передача данных по сети;
и) рисунок художника;
к) компьютерная графика на экране монитора;
л) технический чертеж;
м) просмотр телепередачи.
3. Распределите ситуации на две группы. В первой отнесите ситуации, в которых цель обработки - изменение формы, ко второй - изменение содержания.
1) перевод текста с одного языка на другой;
2) перевод записи алгоритма из блок - схемы в программу;
3) вычисление корней квадратичного уравнения;
4) распознавание отсканированного текста
5) сканирование рисунка для его хранения в электронном виде;
6) изменение размера и цвета шрифта выделенного фрагмента текста;
7) удаление файлов с дискеты;
8) замена слов в предложении на синонимы;
9) составление таблицы дат исторических событий
4. В приведенных фрагментах текста слова вещество, энергия и информация перепутаны. Исправьте ошибки.
1. Перед человечеством уже сегодня встает задача освоения неисчерпаемых источников информации. В течение следующего века начнется переход к другим источникам информации, после чего человечество прочно встанет на путь создания неисчерпаемой системы снабжения информацией.

2. Смогут ли гигантские турбины и подводные пропеллеры, напоминающие ветряные мельницы, генерировать электричество, извлекая вещество из течений и волн?

3. Все уровни организации энергии объединяет общее свойство - масса. Именно масса придает каждому из уровней статус энергии.

4. Ученики хорошо воспринимают и прочно запоминают энергию, поданную в афористической форме.

5. Автралийский психолог Алан Пид утверждает, что с помощью слов мы передаем только семь процентов вещества. Остальные 93 процента приходятся на тон голоса, интонации, мимику, жесты, телодвижения.

6. При абсолютном нуле энергия не обладает тепловой информацией.

7. "В ответ Комов произнес стандартную формулу, запрещающую присутствующим распространять энергию, связанную с тайной личности, и члены Совета ее повторили".

8. У каждой частицы материи есть соответствующая античастица. При соударении частицы и античастицы происходит их аннигиляция, в результате которой выделяется вещество и рождаются другие частицы.

9. В 1824 году Дальтон вспомнил о греческом слове "атомос" (так древние греки именовали мельчайшие частицы информации) и ввел в обиход понятие "атомы".

10. В старые времена он вызывал своего подчиненного М.Каммерера и сообщал, как и где я могу получить необходимую энергию.  Сейчас же он звонил и сообщал вещество или просил "зайти. когда будет время" - последнее означало "зайти, находясь в хорошей форме, потому что я выдам тебе море хорошо препарированной энергии",

5. Впишите пропущенные слова:

1. Вода, которую в древности использовали для совершения механической работы, до сих пор является хорошим источником...

2. Моль - единица количества...

3. Электронно - вычислительные машины, в отличие от устройств, преобразующих ... или..., оперируют..., которая не материальна.

4. Если бы Вселенную заполняло единое однородное ..., то никакая ... не существовала бы.

5. Чем богаче словарный запас человека, чем полнее он им пользуется, тем больше ... несет одно и то же количество сказанных или написанных им слов.

6. В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой), если он:

а) слушает оперу, б) смотрит футбольный матч, в) читает орфографический словарь,

г) выбирает букет в магазине, д) ест мороженное, е) разговаривает по телефону,

ж) гладит кошку, з) слушает по радио сообщение о курсе доллара.



Тест №2. Что можно делать с информацией (К.Поляков) Пройти


 Интерактивные задания
  (Единая коллекция цифровых ресурсов)
FLASH  Классификация информации 
FLASH  Свойства информации 
FLASH  Восприятие информации. Органы чувств
FLASH   Классификация информации по степени ее значимости.

 Компьютерный практикум:

 1. Проект "Девиз и эмблема" по теме "Информатика".
Придумайте девиз и эмблему курса и реализуйте их, используя компьютерные инструменты. 
Девиз - это краткое изречение, выражающее основную идею.
Эмблема - это условное, символическое изображение какого - либо понятия, идеи.


2. Проект  "История развития информатики". Составить презентацию, в которой осветить вопросы:
•Каково происхождение понятия «информатика»? Как наука информатика называется  в США и в Канаде?
•Когда зародилась и что изучает кибернетика? Кто является основоположником кибернетики?
•Когда зародилась наука информатика? Что изучает информатика?
•Кто такой Норберт Винер, когда он жил, каковы его заслуги? Составить рассказ об ученом: страна, чем занимался
•Что изучает теория информации?
•Кто такой Клод Шеннон, в чем его заслуги перед информатикой? Составить рассказ об ученом: страна, чем занимался, портрет, оформив все на 1-2 слайдах презентации.

Проверочная работа:
1. С какой из философских концепций вы согласны? Почему?
-->
Наш опрос
Сколько времени вы обычно проводите за комьпютером?
Всего ответов: 950

Друзья сайта
  • Министерство образования РБ
  • Официальный портал подготовки к ГИА и ЕГЭ
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Федеральный портал Российского образования
  • Институт развития образования РБ

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz