Понедельник, 25.09.2017, 16:35
ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАТИКА
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Система Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Система. Понятие системы.

Основные понятия:

  • система;
  • состав системы;
  • подсистема;
  • свойства системы;

Из истории...

Рассматривание объекта как системы было предложено в 1950 году американским биологом Л. фон Берталанфи. Этот метод получил название системный подход и затем развивался в различных направлениях. 


Понятие системы, также как и понятие "информация" нельзя определить однозначно. Это фундаментальное научное понятие. В бытовой речи и в научной терминологии это понятие употребляется в сочетании с другим: система образования, Солнечная система, периодическая система химических элементов, система счисления, операционная система, информационная система и т.д.

Система - это совокупность материальных или информационных объектов, обладающая определенной целостностью. 

Состав системы - это совокупность входящих в нее частей (элементов). 

Рассмотрим компьютер как систему.  Можно выделить следующие составляющие части этой системы: устройства ввода, устройства вывода, устройство обработки (процессор), память. В свою очередь, каждое из этих составляющих тоже является системой. Например, в состав процессора входят: арифметико - логическое устройство, устройство управления, регистры и кэш - память. Поскольку процессор входит в состав компьютера и в тоже время сам является системой, назовем его подсистемой компьютера.

Подсистема - это система, входящая в состав другой, более крупной системы.

В свою очередь арифметико - логическое устройство процессора тоже является системой. В его состав входят сумматоры, полусумматоры и другие элементы. Т.е. арифметико - логическое устройство процессора тоже является подсистемой процессора.  Т.о. можно углубляться до бесконечности. 

Вывод: всякая система представляет собой иерархию составляющих ее подсистем.

Внешняя система по отношению к данной является средой ее существования. Средой существования процессора является компьютер, средой существования кровеносной системы является организм и т.д.

Любая система относительно обособлена от среды своего существования. Т.е. с одной стороны ее можно выделить из среды и рассмотреть, но в тоже время она постоянно связана со своей средой.

Системы делятся на естественные (природные),  искусственные (созданные человеком) и смешанные (совмещают в себе части естественного и искусственного происходения).

Свойство целостности системы.

Любая система существует в совокупности своих частей и выполняет свою отдельную функцию в среде своего существования. 

Принцип эмерджентности или закон системного эффекта.

Целое больше суммы своих частей.

Система не является случайным набором частей. Ее состав подчиняется назначению, которое система имеет в природе или в обществе. Система - это средство достижения некоторой цели. Например, транспортная система нужна для превозки людей, система здравоохранения - для лечения людей и т.д. Ни одна из частей самолета не летает, только собранные в виде системы эти части дают нам системный эффект - полет.

Связи (отношения) в системе.

Части системы всегда связаны между собой, находятся в определенных отношениях. Виды этих связей могут быть разными. В естественных и технических системах они носят материальный характер. Например, детали автомобиля связаны между собой болтами, сваркой и т.д.

Отношения между частями социальных систем бывают различными. Это могут быть отношения подчинения, вхождения, родственных связей и т.д. Решающее значение для таких систем играют информационные связи внутри системы, а также с внешней средой.  Такие связи реализуются через прямое общение, переписку, технические средства связи, средства массовой информации. Человек является частью многих систем: семьи, класса, коллектива, команды, государства и т.д. Во всех этих системах он находится в состоянии информационного взаимодействия с другими людьми.

Т.о. системный эффект обеспечивается нужным составом и существованием необходимых связей между ними.

Структурой в системе называется совокупность связей, существующих между частями системы.

Наглядным примером отображения струтуры системы являются схемы электрических цепей. Элементы электрического устройства соединяются между собой двумя способами: последовательным и параллельным соединением. От способа соединения зависит свойство всей цепи.

Т.о. выделим свойства системы:

Свойства системы


Целесообразность


Целостность
Структурированность
Иерархическая совокупность подсистем
Связь со средой

Виды систем:

Системы бывают материальными (книжный шкаф, самолет и т.д.)абстрактными (система государственного устройства), смешанными (школа)

ВЫВОД:

Система - целостная, взаимосвязанная совокупность частей, существующая в некоторой среде и обладающая определенным назначением, подчиненная некоторой цели. Система обладает внутренней структурой, относительной обособленностью от окружающей среды, наличием связей со средой.

Системный подход - это научный метод изучения действительности, при котором любой объект исследования рассматривается как система, при этом учитываются его связи с внешней средой. 


ЭТО ИНТЕРЕСНО

Кто решил сложную математическую проблему, приняв её за домашнее задание?
Американский математик Джордж Данциг, будучи аспирантом университета, однажды опоздал на урок и принял написанные на доске уравнения за домашнее задание. Оно показалось ему сложнее обычного, но через несколько дней он смог его выполнить. Оказалось, что он решил две «нерешаемые» проблемы в статистике, над которыми бились многие учёные.

Вопросы

1. Что такое система? Приведите примеры.

2. Что такое структура системы? Приведите примеры.

3. Может ли существовать система, имеющая одинаковый состав но разную структуру?

4. Приведите примеры системного эффекта.

5. Что такое подсистема? Приведите примеры.

6. Выделить подсистемы в следующих объектах: костюм, автомобиль, компьютер, телефон, школа, армия, государство.

7. Удаление каких элементов из перечисленных систем приведет к потере системного эффекта?


 Упражнение:

1. Приведите примеры систем: материальные, абстрактные, смешанные.

2. Приведите примеры систем, для которых модель удобно представить в виде графа.

 

Компьютерный практикум:

doc Информационные системы (И.Г. Семакин. Информатика и ИКТ 11 класс. Профильный уровень)


Домашняя работа:

Представить как систему следующие объекты:

а) ручка    б)телефон        в) часы         г)велосипед

Указать элементы и связи между ними. В чем проявляется системный эффект для данных объектов?

Наш опрос
Сколько времени вы обычно проводите за комьпютером?
Всего ответов: 956

Друзья сайта
  • Министерство образования РБ
  • Официальный портал подготовки к ГИА и ЕГЭ
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Федеральный портал Российского образования
  • Институт развития образования РБ

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz