Информационная среда, как часть
единого образовательного пространства образовательного учреждения.
Султанова Ирина Петровна, заместитель директора по ИКТ, учитель
информатики МОБУ «Лицей №9» ГО г. Сибай
e-mail: irinasult@mail.ru
В начале
нового тысячелетия возникла насущная потребность в модернизации одного из
важнейших институтов социализации человека – системы образования. Традиционные
методы обучения плохо согласуются с реальной действительностью. Им на смену
приходят новые, иные формы обучения. Последнее время можно часто услышать термин
"пространство" применительно к образовательному процессу: единое
образовательное пространство, единое информационное пространство, воспитательное
пространство, культурно-образовательное пространство, пространство детства и
т.д. (С. Бондырева, Е. Бондаревская, Н. Селиванова и др.). Каждый из этих терминов
представляет собой реально существующий феномен, включающий в себя определенный
перечень элементов, характеризующий ту или иную сферу человеческой деятельности.
Однако до сих пор можно столкнуться с фактами неразличения или смешивания
терминов «пространство» и «среда».
Обобщая
современные тенденции применения термина "пространство" в современной
педагогике, можно согласиться с М. Виленским и Е. Мещеряковой, которые выделили
две тенденции педагогических исследований: во-первых, стремление современных
исследователей рассматривать педагогические явления в рамках единого образовательного пространства, во-вторых,
выделение и изучение отдельных подпространств
-сред – социальной, дидактической, воспитательной, индивидуальной.
Образовательная среда – не новое
понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общего пространства,
имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда
существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также
оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя.
Работая с 2007
года по программе информатизации над созданием единого информационного
образовательного пространства нашего лицея, мы достигли хороших результатов:
современное техническое оснащение, включающее локальную и глобальную сеть
учреждения, квалифицированный, обученный коллектив, богатая медиатека, функционирующий
сайт, осуществляющий связь с общественностью. Это пространство работает на
уровне учреждения. На уровне обучающегося мы должны сформировать информационную
образовательную среду каждого урока,
органично вписывающуюся в единое пространство.
Среда – это промежуточная, буферная зона между
человеком и остальным миром, это наиболее близко находящаяся от него часть
мира, которая может быть включена в его личность. Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что развитие личности школьника,
личности творческой, способной к самосовершенствованию, самоактуализации, во
многом зависит от организации специальной развивающей среды в образовательном
учреждении (Л. Выготский, Д. Менджерицкая, Н. Михайленко, С. Новоселова и др.).
Как и всякая
среда, образовательная информационная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами,
условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с
образованием, системами обучения, их методическими системами. Многие из этих
компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются
внешней средой. Поэтому образовательную информационную среду составляют и
внутренние, и внешние факторы по отношению к образованию.
Учитывая выше
сказанное, на базе МОБУ «Лицей №9» г. Сибай, мы провели эксперимент. Для уроков
информатики в 10-11 классах (информационно – технологический профиль) с августа
2011г. нами формируется информационная
образовательная среда. Логически, эта среда включает в себя три
содержательных уровня:
1)
Педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные
содержательные уровни среды.
2) Система
информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов,
методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное
значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой,
развивается и функционирует под ее управлением.
3)
Образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные
ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием
учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний (сетевой электронный ресурс реализации авторской программы (doma10.ucoz.ru)).
Сетевой электронный ресурс
разрабатывается на основе технологии смешанного (комбинированного)
программированного обучения Б.Ф. Скиннера
– блочном (или варшавском) методе. Каждый теоретический раздел содержит
«проблемный блок», который требует от обучающихся активной поисковой
интеллектуальной работы. В нашем ресурсе «проблемный блок» имеет четкую связь с
жизненным опытом обучающихся, т.е. осуществляются принципы проблемного обучения
и деятельностный подход. Кроме этого сетевой ресурс имеет выраженную
практическую направленность, т.к. содержание ресурса опирается на методику
решения учебных задач средствами программирования Р.Р. Сулейманова. По мнению Р.Р. Сулейманова, учебной задачей с использованием средств программирования является
задача или проблемная ситуация учебного назначения из различных предметных
областей, решение которой обеспечивается использованием языков программирования,
элементов компьютерного моделирования и компьютерного проектирования. Все это,
по нашему мнению, в единой информационной обучающей среде, способно
активизировать учебно – познавательную деятельность обучающихся на уроках
информатики.
Одним из
преимуществ использования информационных технологий, в данном случае, является переакцентирование с вербальных методов
обучения на методы поисковой и творческой деятельности.
Автоматическая
оценка (интерактивные тесты) позволяют добиться объективности в вопросе
оценивания знаний обучающихся.
Каждый школьник,
на уроке и дома, работает в своем собственном темпе и по личной индивидуальной
траектории (дифференцированные задачи и упражнения).
Сетевой ресурс
не является заменой учебникам или его новым вариантом. Он создает основу для
организации самостоятельной деятельности школьников по анализу и обобщению
материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации
учебного процесса, позволяет представить обширный и самый разнообразный материал,
выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень
глубины этого знакомства, «извлечь» любой материал и использовать его при
самостоятельной, домашней подготовке обучающихся.
Работа над
средой продолжается. В настоящий момент мы думаем над созданием рейтинговой
системы, возможности оценивать обучающимися работ друг друга и оставлять
комментарии. Используя «облачные технологии», в будущем, мы планируем создать
электронное портфолио каждого старшеклассника, которое несомненно пригодится
ему при обучении в ВУЗе. Уже сейчас на сайте есть возможность консультировать
обучающихся дистанционно. На форуме старшеклассники могут обсуждать между собой
решения задач, консультировать друг друга.
Делая вывод из
вышесказанного, можно сказать: использование информационной образовательной
среды на уроке более эффективно
позволяет формировать учебные и общеучебные умения учащихся.
Список литературы:
Бим-Бад Б.М. Законы
воспитывающей и обучающей педагогической среды [Электронный ресурс] / Б.М.
Бим-Бад. – Режим доступа : http://bim-bad.ru/biblioteka
Григоренко Г.И, Крутий К.Л., Куринная А.Ф. «Предметно-развивающая среда как компонент
единого образовательного пространства», материалы конференции
Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда
основной школы./ Академия Ай Ти
|